За прошедшие 3-4 недели на Ближнем Востоке произошли важные события, дающие пищу для размышлений. Пока все внимание сосредоточено на Иране и американских военных приготовлениях, я хотел бы отвлечь вас рассуждениями о том, что происходит в Западном Курдистане (Rojava). Судя по всему, правительственные войска собираются полностью взять под контроль эту часть Сирии и ликвидировать DAANES (правительство) и SDF (армия).
Эти действия поддерживает Турция и даже США. Политику Турции можно объяснить легко. Власть в Rojava фактически в руках рабочей партии Курдистана (РПК), с которой турки воевали более 40 лет. Турция хочет убрать от границы и ослабить старого врага настолько, чтобы РПК не смогла вернуться в Турцию. Учитывая эти обстоятельства, союз с суннитской Сирией выглядит закономерным.
Иное дело странный зигзаг Вашингтона. Следует отметить, что курды были надежными и очень полезными союзниками американцев более 30-ти лет. Они оказали помощь в свержении режима Саддама Хусейна и аресте его самого, в борьбе против исламской державы, открыли доступ к нефтяным месторождениям Северного Ирака. Теперь американцы против курдов? Что-то тут не так.
На самом деле, Вашингтон не против курдов вообще, а против РПК, которая союзником США никогда не была. В тоже время сотрудничество с демократической партией Курдистана (ДПК, Южный Курдистан) продолжается. Хорошие отношения поддерживает с ДПК и Турция. Дело в том, что в преддверии большой, принципиально важной и сложной операции в Иране США хотят организовать всех против шиитской империи. Поскольку Турция является важным союзником в регионе, то нужно учитывать ее интересы. Турция хочет быть уверена, что после Ирана не настанет ее очередь в деле строительства Курдистана. Ликвидировав последний анклав влияния РПК у своих границ, и имея десятки военных баз и опорных пунктов в Северном Ираке, Анкара может быть спокойна, пока.
А что же курды? Возможно им пообещали Восточный Курдистан. В этой большой геополитической сделке курды расплачиваются за принципиальную политическую ошибку. Поздновато они сообразили, что национальный политический центр и национальное ядро следует переместить в Южный Курдистан. Политическая ситуация изменилась коренным образом уже в конце 1990-х, а решение о прекращении боевых действий в Северном Курдистане было принято только в 2025-м. Так что у Турции есть причины для беспокойства – воспоминания о кровавой тяжелой войне еще слишком свежи.
Если мои предположения верны, то Южный Курдистан не поддержит Rojava и на этот раз удары по политическим и силовым центрам Ирана будут сопровождаться восстанием в Восточном Курдистане и введением туда курдской армии. Мы уже говорили о таком сценарии развития событий ("Иран – 2026"). Выступления декабря 2025-го и января 2026-го в очередной раз подтвердили, что оппозиция в Иране и за его пределами организационно раздроблена и не способна свергнуть шиитский режим самостоятельно. Курды имеют хорошо организованную, опытную и высоко мотивированную армию. Без них не обойдешься. В таком случае, SDF предстоит марш-бросок на Восток.
В завершении хотел бы вновь напомнить о субъективном факторе. Ох уж этот Трамп, какой стиль, что за размах! Дональд Фредович взялся сразу за все: Гренландия, Канада, Украина, Венесуэла, Европа, Ближний Восток, Иран и, конечно, Китай (уф, ничего не забыл?). А между тем, у него дома события поворачиваются совсем плохо, но это уже другая история.






