Со дня тройного убийства Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко 30 июля 2018 года в Центральноафриканской Республике прошло два года — следствие не сдвинулось ни на шаг, написала "Новая газета". Орхан Джемаль и его группа намеревались сделать фильм о российских наемниках "ЧВК Вагнера". Наемничество в РФ является уголовно наказуемым деянием, а

тема ЦАР возникла после того, как Россия получила одобрение ООН на посылку в ЦАР военных инструкторов и у президента ЦАР появился советник Валерий Захаров, человек, близкий к бизнесмену Евгению Пригожину.

Журналисты прибыли в ЦАР 28 июля 2018 года и на другой день съездили во дворец бывшего диктатора Бокассы, в 60 км от столицы, где квартируют российские инструкторы. 30 июля они отправились по просьбе "сотрудника ООН Мартина" к нему в город Бамбари. Маршрут пролегал по территории, контролируемой правительством страны. Утром 31 июля солдаты сил ООН обнаружили тела журналистов у дороги. Убийцы забрали паспорта и камеры. Остались нетронутыми личные вещи, канистры с бензином, компьютер, телефоны и даже частично деньги. На месте убийства местные следователи обнаружили только две гильзы, хотя на телах убитых были множественные пулевые ранения.

Из тела Александра Расторгуева одна пуля была извлечена уже в Москве, но она не интересует следователей. Водитель журналистов скрылся с места убийства. В интервью

он сказал, что убийцы говорили на языке, который понимали журналисты. То есть на русском.

Пять дней тела перевозили в Москву. Похороны состоялись 7 августа.

Частная группа "Досье" провела свое расследование и опубликовала большой доклад. В нем приведены биллинги тех, кто следил за журналистами и причастен к убийству, а также данные местной следственной группы: за журналистами велась слежка, убийство было преднамеренным и осуществлено профессионалами. Официальные органы РФ делают вид, что не знают о докладе, который им представлен.

СКР в августе 2018 года на три дня присылал своих следователей в столицу ЦАР Банги и с тех пор озвучивает первоначальную версию, которую, вероятнее всего, разработали сотрудники Пригожина: журналистов убили некие случайные бандиты.

Орхан Джемаль — выдающийся военный журналист, за 20 лет работы задававший высокую планку в профессии. Он освещал события на Кавказе с начала нулевых, написал книгу о войне в Грузии, работал в Афганистане, Узбекистане, Киргизии, Украине, Непале, Мьянме и Бангладеш, провел отпуск в тюрьме в Сомали, был тяжело ранен в Ливии в 2011 году. Он провел множество расследований. Александр Расторгуев — режиссер с мировым именем. Его друзья собрали его фильмы и издали о нем книгу. Выставка фотографий Кирилла Радченко прошла в 2019 году в Москве, а потом в Нью-Йорке.

МИД и посол РФ в Банги Владимир Титоренко педалируют тему, что журналисты взяли не ту визу и не известили посольство. В августе 2018 года американские сенаторы направили запрос в ООН с требованием независимого следствия, но оно не открыто до сих пор. Зимой 2020 года стало известно, что уничтожена одна из основных улик — сожжена одежда, в которой были убиты журналисты. Личные вещи журналистов не возвращены родственникам до сих пор. Ключевой фигурой в деле является некий "Мартин".

Контакт "Мартина" как "ооновца, работающего в ЦАР", журналисты получили в Москве от Кирилла Романовского, сотрудника информационного агентства Евгения Пригожина "РИА ФАН".

В переписке с продюсерами группы Джемаля он настаивал, чтобы именно с ним журналисты держали связь. Описанного Романовским "Мартина" в ЦАР и в структурах ООН нет. Следователей не интересует, что за груз сопровождал Романовский и фотограф Денис Тарасов из Судана в зону повстанцев в ЦАР в мае 2018 года и почему он утаил от журналистов сам факт, что уже бывал там.

СК не допрашивает российского военного советника Захарова, его сотрудника Сотова, не проверяет их переписку и телефоны.

В двухлетнюю годовщину со дня убийства группы Фонд "Справедливость для журналистов" открыл онлайн Академию медиабезопасности, названную в память Орхана Джемаля.

Отметим, что следственную группу по убийству журналистов возглавляет старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления СКР Владимир Шараев (сейчас начальник отдела — замначальника управления), который, по оценкам сталкивающихся с ним граждан, принимает только данные, укладывающиеся в его "нужную версию". Он известен и по другим громким делам. В мае 2015 года полковнику Шараеву было передано дело об убийстве Анны Политковской и Пола Хлебникова: он должен был установить заказчиков преступления, но их имена до сих пор не известны. В декабре дело Политковской передали другому следователю.

Шараев расследовал и дело "решальщиков". По его словам, схема была такой: они обещали содействие в назначении на высокую государственную должность, плату за свои услуги просили положить в банк, потом деньги исчезали, а заказчиков, по словам Шараева, пытались убить.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция